Настройка вашего шоссейного и горного велосипедов

Совмещение одного и другого для достижения максимального результата

(прим. свободный перевод статьи с bikeradar.com)


Как правило те кто соревнуется в кросс-кантри и веломарафонах на байке, также ездят и на шоссейниках. Хорошо настроенные велосипеды могут положительно повлиять на тренировки в этих смежных дисциплинах.
Эта статья навеяна Wild Horizons Rock and Road, новым предстоящим событием, в Сиднее в мае, в котором гонщикам предстоит преодолеть 80 км на шоссе, а затем 36 км горного участка.
В гонке можно участвовать как парой так и соло. Тем кто будет выступать соло, надо будет подумать как лучше настроить велосипеды, для быстрой смены с минимальной адаптацией.

Гонщик кубка мира Dan McConnell знает все о совмещении двух велосипедов. На фото его горный и шоссейный велосипед.

Мы отобрали советы, которые помогут получить максимальный эффект от вашей тренировки в обеих дисциплинах — советы от одних из лучших в мире кросс-кантри гонщиков.

Настройка.

Если вы никогда не настраивали себе посадку, то лучше сделайте это до начала своих гонок. Хорошая посадка залог хорошего результата, также это поможет вам снизить вероятность получения травм, и снизит нагрузку на суставы.

Правильная посадка чрезвычайно важна в гонках на выносливость — проверьте ваш байк и шоссейник.

Для этого вам надо настроить посадку на обоих велосипедах, шоссейном и кантрийном. Убедитесь что посадка на кросс-кантри велосипеде близка к посадке на шоссейном велосипеде. Для горных велосипедов характерно, более вертикальное положение и рули очень разные, учитывайте это.
Блэр Мартин, специалист по посадке и физиотерапевт в The Body Mechanic в Сиднее, приводит общий пример:

Посадка для гонок на время, как правило, очень похожа на посадку на шоссейном велосипеде, но велосипедист смещен вперед относительно каретки. Посадка на горном велосипеде близка к этому, но смещение происходит назад, с более вертикальным положением руля и углом подседельной трубы. Это не точно в любом случае, но близко

(прим. неплохой онлайн-калькулятор посадки есть на на сайте competitivecyclist.com)


Шоссейная посадка не должна быть идентична посадке на мтб, но некоторые аспекты, такие как высота седла, продольное смещение должны быть одинаковыми.

Вы не должны настраивать шоссейник, чтобы имитировать байк — стили катания явно разные, и сопротивление ветра является ключевым фактором на шоссе. Настройка посадки на шоссейнике, как на горном велосипеде может вызвать чрезмерную нагрузку на организм из-за неэффективного положения.

Мэтью Хун, кандидат наук в области физической культуры и спорта, научный сотрудник австралийского католического университета, сказал:

С физиологической точки, не стоит полностью имитировать горный велосипед на шоссейном велосипеде, чтобы получить тренировочный эффект. Кроме того, учитывая различия в геометрии MTB и шоссейных велосипедов, это затруднительно. Я бы предпочел попробовать оптимальному посадку на каждом велосипеде.
Если не произойдёт никаких кардинальных расхождений в посадке (которых не должно быть), основные группы мышц (четырехглавая мышца, двуглавая мышца бедра, ягодичная) и ваша сердечно-сосудистая система будут хорошо работать.

Длину шатунов стоит учитывать для более серьезных гонщиков. Если ваш рост до 180см, то скорее всего на вашем шоссейнике шатуны короче чем на байке (170 или 172.5 мм против 175мм). Это влияет на вашу посадку и вы будете развивать несколько различные усилия при кручении педалей на велосипедах.

«Для подавляющего большинства велосипедистов это не большая разница, но в идеале должно совпадать, — сказал Мартин. “Если вы готовы вкладывать деньги в подгонку, это было бы прекрасным шагом для начала”.

Если вы сфокусированы на горном велосипеде, то рекомендуется поставить мтб педали и на шоссейный велосипед. Одинаковая обувь также лучше гарантирует идентичность посадок. Использование мтб педалей уже обычное явление, многие велосипедисты предпочитают более легкое встёгивание, двухсторонность педалей и возможность легкой ходьбы в мтб-туфлях.
Наконец, не игнорируйте, действительно важное место посадки — седло. Рассмотрите возможность использования одинаковых сёдел на ваших велосипедах. Удивительно, насколько седло может повлиять на вашу посадку на велосипеде — зачастую седло требуют совершенно другой посадки.

Аксессуары и одежда

Если вы тренируетесь на шоссейном велосипеде и используете фляжки, а на гонке гидратор, вы можете столкнуться с проблемами. Продумайте использования фляжек во время гонки на мтб, либо игнорировать устоявшиеся традиции и привыкайте к лишнему весу на спине и использовать гидратор на шоссейном велосипеде.
Мартин подтверждает это, заявив, что сталкивался с ситуацией, когда дополнительный вес гидратора внес свой вклад в дискомфорт пояснице отразившись на выносливости спортсменов. «Это влияет на состояние организма», — говорит он.

Многие двухподвесные рамы не позволяют закрепить больше одной бутылки, заставляя велосипедистов искать альтернативные варианты питья в длительных гонках.

Самый распространенный аргумент против использования бутылок в мтб гонках является то, что большинство рам имеют только одно место для бутылки. Дополнительный флягодержатель на подседельном штыре — одно из решений, но иногда гидратор это единственный вариант.
Также стоит обратить внимание на одежду. Подумайте, в чём вы будете участвовать в гонках, а в чём тренироваться. Нет смысла тренировок в лайкре, чтобы потом на гонку надеть одежду свободного кроя. К сожалению, свободный крой не так комфортен на шоссейном велосипеде, так что вполне вероятно, вы будете участвовать в мтб гонках в наряде супер-героя. 🙂

(прим. на xc это норма).

Подумайте над шлемом. Для хорошего обзора на шоссейных шлемах нет козырьков. Если вы больше маунтинбайкер, чем шоссер, носите мтб- шлем и снимайте козырек для тренировок на шоссе.
“Практикуйтесь со всеми элементами, которые вы будете использовать на гонке — питание, велосипед, обувь, и так далее”, — сказал Хун. Этот главное правило для любого мероприятия, гонки, которые вам известны.
Для такого мероприятия, как Rock and Road, советую пойти покататься на велосипедах с быстрой сменой на другой и посмотреть, как ваш организм реагирует. Чувствуете ли вы себя более мощным или какие либо другие изменения на одном велосипеде, чем другом? Это даст вам базу, чего ожидать и что исправить.